10 архитектурных шедевров Петербурга 1. Дача Гаусвальд Каменный остров в Петербурге — это просто сосредоточение необычных зданий, выполненных в самых разных стилях, от классицизма до модерна. Образцом первых построек «нового стиля» в Петербурге, а, возможно, и в России, считается дача Гаусвальд, построенная в 1898 году. Такое название происходит от фамилии его первых владельцев — четы Гаусвальд. Евгения Карловна Гаусвальд была женой булочного мастера и, судя по смелому архитектурному решению, передовой женщиной своего времени. В даче Гаусвальд нашли отражение яркие особенности стиля модерн: ломаные линии и асимметрия. По форме здание напоминает английский коттедж. Каменный остров, 2-я Берёзовая аллея, 32 2. Особняк графини М.Э. Клейнмихель Ещё одним необычным по архитектуре и приметным зданием на острове является особняк графини М.Э. Клейнмихель, но это уже памятник не модерна, а романтизма. Изначально дом строился не для графини, а для Э. Женьеса, который руководил французской театральной труппой. Автором проекта стал архитектор А.И. Штакеншнейдер. Он закончил строительство дома в 1836 году, а в 1893 году его купила, вернее взяла в аренду на 90 лет, графиня М.Э. Клеймнихель, её фамилия и дала дому второе имя. Особняк не раз перестраивался, почти каждый владелец старался изменить его согласно своему вкусу. В облике дома появлялись готические, неоготические элементы и даже пристройки. Оригинальная внутренняя отделка практически не сохранилась, зато сохранилась необычная кованая решётка и ворота, изготовленные в начале прошлого века. В узор причудливо вплетены монограммы «МК» и саламандры, а на столбах забора сидят кованые драконы с фонарями в пастях. Особняк напоминает сказочные замок, в котором до сих пор спит заколдованная принцесса. наб. реки Крестовки, 12 3. Дом Зингера Дом Зингера, он же Дом книги, — это, наверное, самый известный петербургский книжный магазин, а также памятник архитектуры. Ещё одно здание начала прошлого века в стиле модерн в нашей подборке. Дом Зингера прослужил компании Зингер совсем недолго, чуть больше 10 лет, а уже в 1919 году в нём появился книжный магазин, которому суждено было стать центром культурной жизни Петербурга. На верхних этажах когда-то находились редакции сразу нескольких издательств, поэтому литература фактически рождалась там же, где и продавалась. Что касается самого здания, то оно создавалось на американский манер. Строить высотки в центре города запрещалось, поэтому масштаб компании Зингер должен был воплощать огромный стеклянный глобус. Красота этого дома в деталях: огромные витринные окна, богатая лепнина, скульптуры. Если присмотреться, то можно увидеть различные символы швейной индустрии: веретено и швейную машинку. Не забыли и про бога торговли Гермеса, на фасаде здания его жезл с двумя змеями и крылатая шляпа. Интерьер Дома книги не менее богатый: мраморные лестницы, «венецианская штукатурка», позолоченные декоративные элементы. Это не просто магазин, а целый музей. Невский 28 4. Доходный дом Н.Н. Никонова Гуляя по городу, свернуть на Колокольную улицу можно разве что случайно. Это маленькая неприметная улица, на которой в XIX веке находились доходные дома да сиротский приют. Однако именно на Колокольной улице спрятался один из объектов культурного наследия — доходный дом архитектора Н.Н. Никонова. На месте нынешнего дома раньше находился двухэтажный купеческий дом, а в пятиэтажный его перестроил уже Н.Н. Никонов. Сам мастер много работал с церковной архитектурой, поэтому фасад дома чем-то напоминает древнерусский храм. От количества мельчайших деталей просто разбегаются глаза. Архитектор использовал штукатурку и разноцветные изразцы, но при этом сохранял историческую кирпичную кладку. Керамические вставки повсюду: на колоннах, портиках, вокруг окон и даже на крыше. Дом словно покрыт глазурью. Этот стиль называют неорусским, в том числе из-за ярко выраженных русских мотивов. В целом, здание можно считать не только памятником архитектуры, но и памятником декоративно-прикладного искусства. ул. Колокольная, 11 5. Собственный доходный дом А.Ф. Бубыря Что объединяет ёжиков, рыб и Виктора Цоя? Правильный ответ — доходный дом на Стремянной улице. По стилевому решению это здание можно отнести к северному модерну. Весь дом уместился на узком участке земли, если присмотреться, то он кажется «живым» и чем-то напоминает испанские творения А. Гауди. Главный фасад дома был построен по проекту Н.В. Васильева. В нем почти не соблюдается чистота линий: эркер сдвинут от центра, окна неправильной формы, даже облицовка стен меняется от гранита до штукатурки и керамической плитки. Интересно скульптурное оформление. На фасад словно перенесли персонажей из книги русских народных сказок. Там можно обнаружить рыб, птиц, пресмыкающихся, растения, поэтому здание в шутку называют домом «с рыбами и ёжиками». Есть также образы фантастических существ, это еще один из символов модерна. А.Ф. Бубырь купил дом уже после постройки, тем не менее он унаследовало его имя. В 80-х годах в доходном доме А.Ф. Бубыря находилось популярное кафе «Эльф», куда любили приходить писатели, поэты и рок-музыканты. Среди посетителей были Виктор Цой, Олег Гаркуша и другие люди искусства. ул. Стремянная, 11 6. Египетский дом Не узнать Египетский дом невозможно, как невозможно и не заметить. Помните гробницы фараонов, вход в которые охраняли огромные изваяния? В Египетском доме статуи бога Ра тоже охраняют вход, а над входом находится крылатый солнечный диск и богиня неба Хатор. Это, конечно, не весь пантеон, но масштаб впечатляет. Дом заказала жена статского советника Лариса Нежинская, он изначально предназначался для сдачи внаем, но заказчица хотела чего-то необычного. За проект взялся Михаил Сонгайло, который работал в стиле неоклассицизм. Ещё одним веянием того времени был интерес к мистике и оккультизму, поэтому египетская тематика идеально вписалась в концепцию. Строительство дома растянулось на два года и завершилось в 1913 году. Дом произвел настоящий фурор не только благодаря дизайну, но и современным технологиям, в нём был даже автоматизированный лифт. Фасад здания неизменно привлекает внимание: он щедро украшен барельефами, полуколоннами, пилястрами. Образы богинь чередуются с образами мифических существ и мистическими символами. ул. Захарьевская, 23 7. Санкт-Петербургский театр имени Андрея Миронова На пересечении Каменноостровского и Большого проспектов Петроградской стороны стоит настоящий замок или, как его ещё называют, «Дом с башнями». Он был построен в начале XX века на месте женского училища в рамках работ по перепланировке района. Изначально выполнить работы должен был архитектор и инженер К.И. Розенштейн. Он создал проект, но не решился воплощать его в одиночку и пригласил еще одного архитектора — А.Е. Белогруда. А.Е. Белогруд предложил взять за основу проект классического английского замка и добавить элементы неоготики и неоренессанса. Так на здании появились необычные эркеры-башни, напоминающие шахматные фигуры, арки и витражи, а в стену одной из башен был вставлен циферблат с обозначениями знаков зодиака. До революции дом был доходным, затем его национализировали. Сегодня в доходном доме К.И. Розенштейна находится Антреприза имени Андрея Миронова. В 2000-м году здание сильно пострадало от пожара, но затем было отреставрировано и снова открыто для зрителей. Большой проспект Петроградской стороны, д. 75/35 8. Особняк Брусницыных В промышленной зоне Васильевского острова можно увидеть необычный каменный особняк, построенный в стиле эклектика неизвестным архитектором. Это особняк Брусницыных. Само здание — смесь архитектурных особенностей разных эпох и народов. Кажется, что архитектор соединил в нём всё, что когда-то видел и знал. В облике дома можно найти отголоски неовизантийского, неоготического и неорусского стилей, а также что-то из индийской и мавританской культур. Владельцы особняка были богатыми промышленниками, им принадлежало несколько кожевенных заводов. Интерьер дома позволял совершить путешествие по разным эпохам: правление Людовика XV, поздний Ренессанс, рококо. Здесь было несколько богато украшенных парадных залов и даже собственная оранжерея. Но сегодня особняк Брусницыных больше известен благодаря легенде о «зеркале Дракулы». Считается, что это зеркало когда-то висело в венецианском дворце, где находился прах знаменитого вампира. Переехав в Россию, оно стало проклятьем для тех, кто имел неосторожность в него посмотреть. К сожалению, недавно у особняка сменился владелец, экскурсии туда прекращены, поэтому проверить легенду на себе не получится.  Кожевенная линия, д. 27 9. Дом купцов Елисеевых Ещё одно великолепное здание на Невском проспекте, в нём мирно соседствуют знаменитый магазин и театр. Петр Елисеев был крепостным графа Шереметьева, однако в 1812 году смог получить вольную и открыть собственное дело. Правда, торговый дом появился не сразу, а спустя почти сто лет, в 1902 году. В то время дело Елисеевых процветало, и было создано целое торговое товарищество. Архитектором здания стал Гавриил Барановский, он создал проект в стиле модерн. Роскошное оформление фасада дома должно было подчеркнуть статус купеческого товарищества. Здание напоминает дворец: витражи и скульптуры на фасаде, растительные орнаменты с позолотой в интерьере, дорогая мебель. Скульптуры воплощают высшие ценности общества того времени: торговлю, искусство и науку. На втором этаже здания был театральный зал, в разное время там играли разные театральные труппы, представления шли даже в блокадном Ленинграде. С 1929 года в театральном зале на постоянной основе обосновался театр комедии имени Николая Акимова. Невский пр., 56/8 10. Доходный дом Ш.З. Иоффа Это место часто называют просто «Пять углов», хотя, строго говоря, «Пять углов» — это не здание, а перекресток Загородного проспекта с улицами Ломоносова, Рубинштейна и Разъезжей, и возник он ещё в XIII веке, но выглядел совсем не так. Раньше дом принадлежал купцам Лапиным, но город рос, а вместе с ним увеличивалась и потребность в новом жилье. Место рядом с оживленным перекрестком понравилось комиссионеру Ш.З. Иоффу, он купил дом Лапиных и перестроил его, разделив верхний этаж на 6 квартир. На первом этаже позже открылись магазины, а на втором — кинотеатр. Здание построено в духе неоклассицизма и имеет необычную трапециевидную форму и башню, на которой когда-то работали часы, поэтому иногда дом Ш.З. Иоффа называют «доходным домом с башенками». На фронтонах эркеров можно увидеть причудливую лепнину, большие окна третьего этажа украшают пилястры и скульптуры, а по периметру здания размещено 40 кариатид, правда, с земли эти скульптуры почти незаметны. В разное время в доме жили многие известные люди: Н.А. Некрасов, Л.К. Чуковская, Л.Н. Гумилёв, М.П. Бронштейн и другие, в память об этом на здании установлено несколько мемориальных досок. ______________________________________________ Хотите узнавать о местах и событиях в Санкт-Петербурге, которые можно посетить бесплатно? Тогда подписывайтесь на наше сообщество https://vk.com/piterbesplatno